Об условиях охраны здоровья обучающихся (воспитанников)
Здоровье подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий ее развитие в будущем. Всемирной организацией здравоохранения признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, высоким уровнем развития личности, определенными убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровьесбережение стало одним из атрибутов образовательного процесса в школе. Оно проявляется в применении здоровьесберегающих технологий, организации здоровьесберегающей среды, совместной деятельности учителей, классных руководителей и воспитателей нацеленной на формирование культуры здоровья обучающихся. В педагогической практике сегодняшнего дня можно выделить три основные группы подходов к решению проблемы здоровья в школе: профилактический, методический и формирование здоровой личности. Основные меры, направленные на обеспечение охраны здоровья учащихся, включают: 1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; 2) организацию питания учащихся; 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул (согласно локальных актов ОО); 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 6) прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации. Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования. Причины возникновения заболеваний заключены в негативном влиянии внешней среды, отягощенной наследственности, неудовлетворительных социальных условиях. Факторы, определяющие здоровье, распределяются, по их влиянию следующим образом: • человеческий фактор — 25 %; • экологический фактор — 25 %; • социально-педагогический фактор — 40 %; • медицинский фактор — 10 %. Для школьников социальными являются комплекс организационно-педагогических факторов: существующие классно-урочные технологии обучения; педагогический стиль работы учителя; реализация воспитательной установки на ЗОЖ, предполагающей соответствующую организацию образовательного пространства жизнедеятельности школы; организация и характер психологической поддержки; организация и характер медицинской помощи; санитарно-гигиенические условия обучения. На здоровье детей влияет длительное воздействие социально-экономических и экологических факторов. К школьным факторам она относит: • интенсификацию учебного процесса; • стрессовые воздействия авторитарной педагогики; • раннее начало дошкольного систематического обучения; • несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся; • несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса; • недостаточную подготовку педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей, • недостатки в существующей системе физического воспитания Медицинский работник выполняет следующий объем работы: проводит медицинский осмотр школьников; доводит до сведения педагогического коллектива школы результаты медицинского осмотра и медицинские рекомендации; ведет медицинскую документацию, установленную МЗ РФ: вкладыши сведений о прививках; журнал обращений за медицинской помощью; журнал по освобождению от физкультуры; журнал санитарного состояния школы; журнал регистрации несчастных случаев; журнал медицинских профилактических осмотров для всех классов; журнал профессионального сестринского осмотра по группам здоровья и хронической заболеваемости; информирует в установленные сроки о необходимости проведения в РФ профилактических прививок согласно календарю вакцинации; контролирует сроки непосещения школы больными учащимися; информирует родителей учеников (лиц их заменяющих) о заболеваниях; подготавливает медицинские карты учащихся на летние каникулы; осуществляет медицинский контроль за организацией питания, а также за санитарно-гигиеническими условиями обучения учащихся; контролирует соблюдение санитарно-эпидемиологических норм; ведет наблюдение за бывшими в контакте инфекционными больными; проводит работу по профилактике травматизма, учету всех случаев травм; проводит занятия с учащимися по оказанию первой медицинской помощи и правилам личной гигиены; ведет учет и хранение медицинского инвентаря, медикаментов, следит за своевременным их пополнением и сохранность. работает по графику, утвержденному директором школы; взаимодействует в процессе своей деятельности с педагогическим, административным и обслуживающим персоналом.
Об условиях питания обучающихся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях
Меню (в том числе информация о наличии диетического меню в образовательной организации)
Основное двухнедельное меню для детей в возрасте от 7 до 11 лет (1-4 классы), детей из малоимущих семей, детей из многодетных семей и детей, состоящих на учете у фтизиатра (горячий завтрак)
(PDF;
1.31 Мб
)
Основное двухнедельное меню рационов горячего питания для детей различного возраста с ограниченной возможностью здоровья (ОВЗ), обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении (обед)
(PDF;
1.29 Мб
)
Основное двухнедельное меню для детей в возрасте от 12 и старше (5-11 классы), детей из малоимущих семей, детей из многодетных семей и детей, состоящих на учете у фтизиатра, обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении (горячий завтрак)
(PDF;
1.48 Мб
)
Основное двухнедельное меню рационов горячего питания для детей различного возраста с ограниченной возможностью здоровья (ОВЗ) (завтрак, обед)
(PDF;
2.34 Мб
)
Основное пятидневное меню для детей и подростков различного возраста, с дневным пребыванием в оздоровительном лагере в МОУ СШ № 24 (завтрак, обед)
(PDF;
2.02 Мб
)
Основное двухнедельное меню для детей в возрасте от 7 до 11 лет (1-4 классы), детей из малоимущих семей, детей из многодетных семей и детей, состоящих на учете у фтизиатра (горячий завтрак)
(PDF;
2.03 Мб
)
Основное двухнедельное меню рационов горячего питания для детей различного возраста с ограниченной возможностью здоровья (ОВЗ) (завтрак, обед)
(PDF;
3.28 Мб
)
Основное двухнедельное меню рационов горячего питания для детей различного возраста с ограниченной возможностью здоровья (ОВЗ) (обед)
(PDF;
1.94 Мб
)
Основное двухнедельное меню для детей и подростков различного возраста, с дневным пребыванием в оздоровительном лагере в МОУ СШ № 24 (трехразовое питание)
(PDF;
4.76 Мб
)
Основное двухнедельное меню для детей в возрасте от 12 лет и старше (5-11 классы), детей из малоимущих семей, детей из многодетных семей и детей, состоящих на учете у фтизиатра (горячий завтрак)
(PDF;
2.05 Мб
)
Основное двухнедельное меню для детей в возрасте от 7 до 11 лет (1-4 классы), детей из малоимущих семей, детей из многодетных семей и детей, состоящих на учете у фтизиатра, обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении (горячий завтрак) (утв. 01.02.2024 г.)
(PDF;
1.45 Мб
)
Основное двухнедельное меню для детей в возрасте от 12 и старше (5-11 классы), детей из малоимущих семей, детей из многодетных семей и детей, состоящих на учете у фтизиатра, обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении (горячий завтрак) (утв. 01.02.2024 г.)
(PDF;
1.47 Мб
)
Основное двухнедельное меню рационов горячего питания для детей различного возраста с ограниченной возможностью здоровья (ОВЗ), обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении (обед) (утв. 01.02.2024 г.)
(PDF;
1.36 Мб
)
Перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательных организациях
Перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательные организации
Ответственный по организации питания
Категории детей, имеющих право на бесплатное двухразовое питание и питание для обучающихся на льготных условиях
Нормативно-правовая документация и документы организации
Акты (справки) о работе комиссии родительского контроля (плановые и внеплановые проверки организации горячего питания)
Материалы по формированию культуры здорового питания
Требования к организации здорового питания школьника
Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость организма к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.
От того как питается человек зависит качество его жизни, психологическое и эмоциональное состояние, развитие и правильное функционирование всех систем жизнедеятельности. Поэтому питание школьников должно быть не только вкусным, но и правильным, полезным, сбалансированным.
К основным характеристикам правильного питания относятся:
- соблюдение режима питания,
-соблюдение правильного соотношения потребляемых калорий к энергозатратам,
-употребление в необходимом количестве белков, жиров и углеводов, витаминов, минеральных веществ,
- разнообразие продуктов питания,
- правильная обработка продуктов.
Соблюдение режима питания - неотъемлемая часть организации питания. С раннего детства рекомендуется кормить ребенка по часам, чтобы организм был готов к усвоению пищи. Режим питания должен соблюдаться строго. Соблюдение режима питания позволяет вовремя получить ребенком необходимые полезные вещества для пополнения энергии и повышения трудоспособности. Для учащихся общеобразовательных учреждений режим питания организуется с учетом занятий в 1-ю и 2-ю смены. Для занимающихся в 1-ю смену рекомендуется 1-й завтрак (25% рациона) перед уходом в школу, 2-й (школьный) завтрак (15-20% рациона) в 11-12 часов, обед (35-40% рациона) по возвращении из школы в 15-16 часов и ужин (около 20% рациона) в 20 ч.
Для школьников 2-й смены 1-й завтрак организуется в 8 ч, обед - перед уходом в школу в 12-13ч, горячий полдник в школе в 16 ч, ужин в 19-20ч. Учащиеся проводят в школе 4-6 часов. Длительный перерыв в приеме пищи неблагоприятно сказывается на работоспособности детей, их самочувствии, настроении, а также на состоянии пищеварительной функции организма. Поэтому школьники должны получать горячий завтрак, покрывающий их энергозатраты.
Режим питания должен основываться на следующих критериях:
- оптимальное количество приемов пищи – 4-5 раз в день,
- интервал между приемами пищи должен составлять 3,5-4 часов,
- употребление продуктов питания должно быть в одно и то же время,
- ужин должен быть за 2-3 часа до сна,
- соблюдение правильного распределения суточного рациона: завтрак – 20-30 %, обед – 35-40 %, полдник – 10-15 %, ужин – 20-30%.
Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.
Дополнительная информация
Галерея
Куда обращаться, если есть вопросы по питанию в школах города и области
Российская неделя школьного питания
Российская неделя школьного питания
Российская неделя школьного питания
Российская неделя школьного питания
Российская неделя школьного питания
В МОУ СШ № 24 в рамках «Недели здорового питания» прошли различные мероприятия, направленные на просвещение детей о пользе здорового питания. В начальных классах классные руководители совместно с учащимися старших классов провели профилактические беседы на различные темы о пользе витаминов, овощей, фруктов в рационе школьников. Учащиеся узнали, что такое пирамида питания, поиграли в игру «Полезно-неполезно», провели конкурс рисунков, выпустили стенгазету «Правильное питание». Старшеклассники ребятам загадывали загадки о продуктах, рассказывали о пользе безопасного и здорового питания. В 5-9 классах учителя и школьники обсуждали вред фастфуда и сладких газированных напитков для здоровья. Учащиеся предлагали свой взгляд на правильный рацион, составляли меню. Надеемся, что ребята сделают правильные выводы и будут лучше заботиться о своём здоровье!
Форма обратной связи для родителей обучающихся и ответы на вопросы родителей по питанию