Видеоклуб – одна из форм организации работы с подростками, которая способствует их социализации. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в подростковой среде высок уровень агрессивного поведения, конфликтные ситуации решаются на уровне силы. При общении друг с другом подростками практически не учитывается эмоциональная сторона: оскорбления, унижения, насмешки часто переходят в категорию нормы. Чтобы повлиять на атмосферу отношений в классном коллективе, способствовать развитию социального интеллекта, умению работать в команде - была разработана программа видеоклуба «Я такой же как и ты». Целесообразность проведения занятий в форме дискуссионного киноклуба состоит, с одной стороны, в организации неформального общения между учениками. С другой стороны, подросткам предоставляется возможность сформулировать собственный взгляд на многие сферы жизни людей, возможность узнать другие точки зрения, сравнить их, подтвердить или скорректировать собственный взгляд на жизнь и свое место в ней.
Киноискусство универсально: оно позволяет исследовать человеческие отношения, формы проявления чувств и эмоций, их влияние на характер отношений между людьми, позволяет формировать духовно-нравственные основы мировоззрения на жизненном опыте киногероев.
Класс для школьника - это не только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения, авторитет. Группа задает нормы для своих членов - от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому важно, чтобы референтной группой для подростка был класс, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.
Формирования команды единомышленников способствует повышению эффективности работы, пониманию друг друга, уменьшению возникновения стрессовых ситуаций. Команда дает подросткам определенные психологические преимущества: безопасность, чувство локтя, гордость за совместные достижения, признание. Окружающие считают команду более мощной и влиятельной социальной единицей, чем отдельную личность. Потенциал каждого члена команды оптимально используется, дополняя возможности других.
Предлагаемая программа поможет каждому ребенку найти свое место в коллективе, развить коммуникативные способности, что обеспечит в дальнейшем успешную социализацию.
Содержание программы
Данная программа способствует формированию культуры доброты, которая включает в себя ряд компетенций у подростков: компетенции по разрешению проблем, умение выстраивать отношения с разными людьми; умение переключать внимание с себя на команду; навык успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях; навык перехода из состояния конкуренции к сотрудничеству; навыки уверенного поведения; навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей; повышение командного духа и заряд позитивного настроения; повышение уровня доверия и заботы между членами команды; повышение уровня личной ответственности за результат.
Цель программы является развитие способности воспринимать и понимать как самого себя, так и других людей в контексте группового взаимодействия.
Задачи программы охватывают 3 основных сферы:
1. Аспект взаимодействия с другими людьми.
1) развитие способности наблюдать, воспринимать и понимать психологические проявления и своеобразие других людей,
2) развитие способности интерпретировать и прогнозировать поведение, чувства и высказывания других людей.
- Аспект групповых процессов.
1) формирование межличностных отношений,
2) повышение чувствительности к процессам взаимодействия между людьми.
3. Личностный аспект («Я-сам»).
1) познание и совершенствование самопонимания и самопринятия,
2) выработка и совершенствование навыков саморегуляции,
3) формирование чувства самоидентичности, Я–позиции и адекватной самооценки,
4) формирование активной жизненной позиции.
При помощи данной программы формируются нужные паттерны поведения; происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения; создаются условия для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения разных проблем.
Структура программы
Рабочая программа рассчитана на подростков. Продолжительность занятия 40-60 минут. Тематика занятий затрагивает актуальные проблемы данного возраста: вопросы дружбы, участия в жизни других людей, учет индивидуальных особенностей, отношения между родителями и детьми, нравственные вопросы. Выбор темы для дискуссии, разработкой занятий занимаются ученики старших классов, волонтеры школы, что позволяет удержать диалог в актуальном русле подросткового возраста, и создать условия для дальнейшего личностного развития всех участников.
Методические приемы.
Общение играет важную роль в жизни детей подросткового возраста. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с подростками основной является групповая форма проведения занятий видеоклуба.
Главный методологический прием - просмотр видеосюжета, который ставит проблему перед подростком образно и доступно для сопереживания. Далее в форме дискуссии с ребятами проводится диалог по заявленной теме. Использование презентации дает возможность ставить проблемный вопрос для осмысления, знакомить с высказываниями мыслителей, соотносить свое видение с образами на фото и произведениями искусства. В ходе занятий создаются особые условия, способствующие формированию готовности к самоопределению через особый тип взаимодействия, в ходе которого подросток не ожидает готовых решений и образцов, а получает информацию благодаря организованному сотрудничеству с участниками занятий.
Помещение, в котором будут проводиться заседания видеоклуба, должно быть достаточно просторным, чтобы участники имели возможность свободно передвигаться, располагаться по кругу, размещаться микрогруппами по 3-5 человек.
Методы и техники, используемые в программе
1. Упражнения на командообразование, сплочение детского коллектива
2. Дискуссия: поиск и обсуждение тем, раскрытых в видеосюжете.
3. Моделирование образцов поведения.
4. Задания на формирование эмоциональной грамотности. Эти задания предполагают обучение распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жесту, голосу; обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.
Структура заседания видеоклуба
Каждое занятие состоит из 3 частей:
1.задания на активизацию познавательной активности;
2. обсуждение видеосюжета
3. игры на командообразование
Первая часть занятия направлена на развитее познавательной активности подростков. Участникам предлагается объединиться в небольшие команды по 5-6 человек. Им предстоит на время ответить на ряд вопросов или выполнить задания коллективно на смекалку и внимание. В данной ситуации есть возможность проявить знания с опорой на свой кругозор, почувствовать единение команды над решением общей задачи. Задача данного блока – помочь детям настроиться на работу, повысить уровень их активности и способствовать формированию групповой сплоченности
Второй блок занятия – просмотр и дальнейшее обсуждение видеосюжета. Дискуссия проходит структуированно. Ребятам предлагаются вопросы, дается время для обсуждения и подготовки группового ответа. Каждая команда высказывает свое мнение по очереди. Задача ведущего, в ходе подведения итогов на каждый вопрос, обязательно отметить индивидуальные аспекты, которые отразила каждая команда, подчеркнуть глубину и широту ответа. Все вопросы направлены на понимание эмоционального поведения героев видеосюжета, использованные героем способы реагирования и поиск возможностей героя, прогнозирование дальнейшего хода развития события.
Третий блок – выполнение упражнения на командообразование, направленные на сплочение коллектива, поиск выхода совместного решения поставленных проблем
Результат обученности
Предполагаемый результат:
· Формирование навыков эффективного общения и взаимодействия.
· Формирование у детей позитивного отношения к командной деятельности.
· Позитивная динамика эмоционального развития ребенка, формирование адекватной самооценки, уровня притязаний;
· Личностная активность и лидерские тенденции.
Паспорт проекта "Я такой же, как и ты!"
Презентация проекта "Я такой же, как и ты!"
Список литературы:
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис, 2000.
2. Вачков Игорь. Психология тренинговой работы (Интернет – ресурс)
3. Егорычева И.Д. подросток и взрослый: радость общения. М.: Academia. 2006
4. Ермакова О. М., Семёнов М. Ю. «Психология общения» практикум. Омск 1998 г.
5. Прихожан А.М. Программа развития способностей к самопознанию и уверенности в себе у детей 10-12 лет // Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М.: Академия, 1995.
6. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь; Институт тренинга, 2001
7. Кривцова С., Мухаматулина Е. Тренинг «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками». М.: Генезис, 1997.
8. Родионова В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Ярославль. Академия развития. 2001
9. Самоукина Н. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы Ярославль. Академия развития. Академия холдинг. 2002
10. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем 3-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001
11. Хухлаева О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков (пособие для школы) М. «сентябрь» Библиотека журнала «Директор школы». Выпуск №5, 2003.
Календарно-тематическое планирование программы «Мы – команда!»
для обучающихся 5 - 6 классов
№ |
Цель урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
ЭТАП 1
«Я и другие» |
Нормализация взаимоотношений в общении между детьми; обучение детей умению видеть за своими поступками проявление особенностей характера, формирование и развитие коммуникативных навыков в социуме. |
6 часов |
|
Занятие 1
«Знакомство» |
Создание благоприятных условия для работы группы. |
1 час |
|
Занятие 2
«Я и мои друзья» |
Развитие умение обмениваться информацией, концентрировать внимание на себе, а также на партнерах. |
1 час |
|
Занятие 3
«Общение без слов» |
Развитие коммуникативных способностей, экспрессий и навыков невербального общения. |
1 час |
|
Занятие 4
«Эмоции в общении» |
Осознание важности эмоциональной жизни и учет ее в общении, концентрация на себя, развитие чувственного восприятия. |
1 час |
|
Занятие 5
«В мире чувств» |
Актуализация чувств, отражающих опыт общения со сверстниками. |
1 час |
|
Занятие 6
«Друг – это кто?» |
Осознание наличия качеств, мешающих общению. |
1 час |
|
ЭТАП 2
«Мы – команда!» |
Сплочение коллектива. Формирование способности конструктивно взаимодействовать друг с другом. |
7 часов |
|
Занятие 7
«Мы и наш класс» |
Достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы». |
1 час |
|
Занятие 8
«Доверие» |
Оптимизация внутригрупповых взаимоотношений; развитие чувства принадлежности к группе. |
1 час |
|
Занятие 9
«Вместе» |
Формирование открытых отношений между членами группы. |
1 час |
|
Занятие 10
«Умей уступать» |
Формирование согласованности действий, ломка барьеров между участниками. |
1 час |
|
Занятие 11
«Взаимодействие» |
Развитие навыков группового взаимодействия. |
1 час |
|
Занятие 12
«Я в команде» |
Развитие навыков командной работы. |
1 час |
|
Занятие 13
«Дружба» |
Формирование благоприятного психологического климата. Осознание целостности команды. |
1 час |
|
ЭТАП 3
«Я – лидер» |
Развитие инициативности, целеустремленности, ответственности за себя и окружающих. |
4 часа |
|
Занятие 14
«Лидер и порядок» |
Развитие самодисциплины, мотивации к самосовершенствованию. |
1 час |
|
Занятие 15
«Лидер – человек действия»
|
Формирование навыков принятия решений; развитие чувства социальной ответственности. |
1 час |
|
Занятие 16
«Качества лидера» |
Обучение навыкам преодоления трудностей; развитие уверенности в себе. |
1 час |
|
Занятие 17
«Мы – команда!» |
Развитие навыков социальной активности. Диагностика психологического климата. |
1 час |
|
Всего |
17 часов |