муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа № 24  имени Героя Российской Федерации М.С. Аплеталина

г. Волжского Волгоградской области"

Проект видеоклуб "Я такой же как и ты!"

 

 

 

 

Видеоклуб – одна из форм организации работы с подростками, которая способствует их социализации. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в подростковой среде высок уровень агрессивного поведения, конфликтные ситуации решаются на уровне силы. При общении друг с другом подростками практически не учитывается эмоциональная сторона: оскорбления, унижения, насмешки часто переходят в категорию нормы. Чтобы повлиять на атмосферу отношений в классном коллективе, способствовать развитию социального интеллекта, умению работать в команде - была разработана программа видеоклуба «Я такой же как и ты». Целесообразность проведения занятий в форме дискуссионного киноклуба состоит, с одной стороны, в организации неформального общения между учениками. С другой стороны, подросткам предоставляется возможность сформулировать собственный взгляд на многие сферы жизни людей, возможность узнать другие точки зрения, сравнить их, подтвердить или скорректировать собственный взгляд на жизнь и свое место в ней.

Киноискусство универсально: оно позволяет исследовать человеческие отношения, формы проявления чувств и эмоций, их влияние на характер отношений между людьми, позволяет формировать духовно-нравственные основы мировоззрения на жизненном опыте киногероев.

Класс для школьника - это не только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения, авторитет. Группа задает нормы для своих членов - от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому важно, чтобы референтной группой для подростка был класс, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.

Формирования команды единомышленников способствует повышению эффективности работы, пониманию друг друга, уменьшению возникновения стрессовых ситуаций. Команда дает подросткам определенные психологические преимущества: безопасность, чувство лок­тя, гордость за совместные достижения, признание. Окружа­ющие считают команду более мощной и влиятельной соци­альной единицей, чем отдельную личность. Потенциал каждого члена команды оптимально использует­ся, дополняя возможности других.

Предлагаемая программа поможет каждому ребенку найти свое место в коллективе, развить коммуникативные способности, что обеспечит в дальнейшем успешную социализацию.

 

Содержание программы

Данная программа способствует формированию культуры доброты, которая включает в себя ряд компетенций у подростков: компетенции по разрешению проблем,     умение выстраивать отношения с разными людьми; умение переключать внимание с себя на команду; навык успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях; навык перехода из состояния конкуренции к сотрудничеству; навыки уверенного поведения; навыки адекватной оценки собственных возможнос­тей и способностей; повышение командного духа и заряд позитивного настроения; повышение уровня доверия и заботы между членами команды; повышение уровня личной ответственности за результат.

Цель программы является развитие способности воспринимать и понимать как самого себя, так и других людей в контексте группового взаимодействия.

     Задачи программы охватывают 3 основных сферы:

1.      Аспект взаимодействия с другими людьми.

1) развитие способности наблюдать, воспринимать и понимать психологические проявления и своеобразие других людей,

2) развитие способности интерпретировать и прогнозировать поведение, чувства и высказывания других людей.

  1. Аспект групповых процессов.

1) формирование межличностных отношений,

2) повышение чувствительности к процессам взаимодействия между людьми.

3.      Личностный аспект («Я-сам»).

1) познание и совершенствование самопонимания и самопринятия,

2) выработка и совершенствование навыков саморегуляции,

3) формирование чувства самоидентичности, Я–позиции и адекватной самооценки,

4) формирование активной жизненной позиции.

При помощи данной программы формируются нужные паттерны поведения; происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения; создаются условия для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения разных проблем.




Структура программы

Рабочая программа рассчитана на подростков. Продолжительность занятия 40-60 минут. Тематика занятий затрагивает актуальные проблемы данного возраста: вопросы дружбы, участия в жизни других людей, учет индивидуальных особенностей, отношения между родителями и детьми, нравственные вопросы. Выбор темы для дискуссии, разработкой занятий занимаются ученики старших классов, волонтеры школы, что позволяет удержать диалог в актуальном русле подросткового возраста, и создать условия для дальнейшего личностного развития всех участников.

 

Методические приемы.

Общение играет важную роль в жизни детей подросткового возраста. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с подростками основной является групповая форма проведения занятий видеоклуба.

Главный методологический прием - просмотр видеосюжета, который ставит проблему перед подростком образно и доступно для сопереживания. Далее в форме дискуссии с ребятами проводится диалог по заявленной теме. Использование презентации дает возможность ставить проблемный вопрос для осмысления, знакомить с высказываниями мыслителей, соотносить свое видение с образами на фото и  произведениями искусства. В ходе занятий создаются особые условия, способствующие формированию готовности к самоопределению через особый тип взаимодействия, в ходе которого подросток не ожидает готовых решений и образцов, а получает информацию благодаря организованному сотрудничеству с участниками занятий.

Помещение, в котором будут проводиться заседания видеоклуба, дол­жно быть достаточно просторным, чтобы участники имели возможность свободно передвигаться, располагаться по кру­гу, размещаться микрогруппами по 3-5 человек.

 

Методы и техники, используемые в программе

1. Упражнения на командообразование, сплочение детского коллектива

2.   Дискуссия: поиск и обсуждение тем, раскрытых в видеосюжете.

3. Моделирование образцов поведения.

4. Задания на формирование эмоциональной грамотности. Эти задания предполагают обучение распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жесту, голосу; обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

 

 Структура заседания видеоклуба

Каждое занятие состоит из 3 частей:

1.задания на активизацию познавательной активности;

2. обсуждение видеосюжета

3. игры на командообразование

 

Первая часть занятия направлена на развитее познавательной активности подростков. Участникам предлагается объединиться в небольшие команды по 5-6 человек. Им предстоит на время  ответить на ряд вопросов или выполнить задания коллективно на смекалку и внимание. В данной ситуации есть возможность проявить знания с опорой на свой кругозор, почувствовать единение команды над решением общей задачи. Задача данного блока – помочь де­тям настроиться на работу, повысить уровень их активно­сти и способствовать формированию групповой сплоченности

Второй блок занятия – просмотр и дальнейшее обсуждение видеосюжета. Дискуссия проходит структуированно. Ребятам предлагаются вопросы, дается время для обсуждения и подготовки группового ответа. Каждая команда высказывает свое мнение по очереди. Задача ведущего, в ходе подведения итогов на каждый вопрос, обязательно отметить индивидуальные аспекты, которые отразила каждая команда, подчеркнуть глубину и широту ответа. Все вопросы направлены на понимание эмоционального поведения героев видеосюжета, использованные героем способы реагирования и поиск возможностей героя, прогнозирование  дальнейшего хода развития события.

Третий блок – выполнение упражнения на командообразование, направленные на сплочение коллектива, поиск выхода совместного решения поставленных проблем

 

Результат обученности

Предполагаемый результат:

·         Формирование навыков эффективного общения и взаимодействия.

·         Формирование у детей позитивного отношения к  командной деятельности.

·         Позитивная динамика эмоционального развития ребенка, формирование адекватной самооценки, уровня притязаний;

·         Личностная активность и лидерские тенденции.

 

 Паспорт проекта "Я такой же, как и ты!"

Презентация проекта "Я такой же, как и ты!" 

 

 

 

 

Список литературы:

1.                 Битянова М.Р. Организация психологической работы в шко­ле. М.: Генезис, 2000.

2.                 Вачков Игорь. Психология тренинговой работы (Интернет – ресурс)

3.                 Егорычева И.Д. подросток и взрослый: радость общения. М.: Academia. 2006

4.                 Ермакова О. М., Семёнов М. Ю. «Психология об­щения» практикум. Омск 1998 г.

5.                 Прихожан А.М. Программа развития способностей к самопоз­нанию и уверенности в себе у детей 10-12 лет // Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М.: Ака­демия, 1995.

6.                 Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь; Институт тренинга, 2001

7.                 Кривцова С., Мухаматулина Е. Тренинг «Навыки конструк­тивного взаимодействия с подростками». М.: Генезис, 1997.

8.                 Родионова В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Ярославль. Академия развития. 2001

9.                 Самоукина Н. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы  Ярославль. Академия развития. Академия холдинг. 2002

10.             Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем 3-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001

11.             Хухлаева О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков (пособие для школы) М. «сентябрь» Библиотека журнала «Директор школы». Выпуск №5, 2003.

  

Календарно-тематическое планирование программы «Мы – команда!»

для обучающихся 5 - 6 классов

 

Цель урока

Кол-во часов

Дата проведения

ЭТАП 1

«Я и другие»

Нормализация взаимоотношений в общении между детьми; обучение детей умению видеть за своими поступками проявление особенностей характера, формирование и развитие коммуникативных навыков в социуме.

6 часов

 

Занятие 1

«Знакомство»

Создание благоприятных условия для работы группы.

1 час

 

Занятие 2

«Я и мои друзья»

Развитие умение обмениваться информацией, концентрировать внимание на себе, а также на партнерах.

1 час

 

Занятие 3

«Общение без слов»

Развитие коммуникативных способностей, экспрессий и навыков невербального общения.

1 час

 

Занятие 4

«Эмоции в общении»

Осознание важности эмоциональной жизни и учет ее в общении, концентрация на себя, развитие чувственного восприятия.

1 час

 

Занятие 5

«В мире чувств»

Актуализация чувств, отражающих опыт общения со сверстниками.

1 час

 

Занятие 6

«Друг – это кто?»

Осознание наличия качеств, мешающих общению.

1 час

 

ЭТАП 2

«Мы – команда!»

Сплочение коллектива. Формирование способности конструктивно взаимодействовать друг с другом.

7 часов

 

Занятие 7

«Мы и наш класс»

Достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального  «Я» как части общего «Мы».

1 час

 

Занятие 8

«Доверие»

Оптимизация внутригрупповых взаимоотношений; развитие чувства принадлежности к группе.

1 час

 

Занятие 9

«Вместе»

Формирование открытых отношений между членами группы.

1 час

 

Занятие 10

«Умей уступать»

Формирование согласованности действий, ломка барьеров между участниками.

1 час

 

Занятие 11

«Взаимодействие»

Развитие навыков группового взаимодействия.

1 час

 

Занятие 12

«Я в команде»

Развитие навыков командной работы.

1 час

 

Занятие 13

«Дружба»

Формирование благоприятного психологического климата. Осознание целостности команды.

1 час

 

ЭТАП 3

«Я – лидер»

Развитие инициативности, целеустремленности, ответственности за себя и окружающих.

4 часа

 

Занятие 14

«Лидер и порядок»

Развитие самодисциплины, мотивации к самосовершенствованию.

1 час

 

Занятие 15

«Лидер – человек действия»

 

Формирование навыков принятия решений; развитие чувства социальной ответственности.

1 час

 

Занятие 16

«Качества лидера»

Обучение навыкам преодоления трудностей; развитие уверенности в себе.

1 час

 

Занятие 17

«Мы – команда!»

Развитие навыков социальной активности. Диагностика психологического климата.

1 час

 

Всего

17 часов

 

 

Дата последнего обновления страницы 22.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения