Понятия терроризма и экстремизма и важность их профилактики в школе.
Терроризм (от франц. terreur — страх, ужас) — это противоправные действия, носящие насильственный характер (преследования, удержание заложников, убийства), направленные в сторону гражданского населения с целью запугать, сломить волю, заставить выбрать определенный стиль поведения.
Из определения, опубликованного в Федеральном законе РФ N 35-ФЗ от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму», следует, что терроризмом является идеология насильственного воздействия на сознание людей, на принятие решений государственными органами власти и местного самоуправления, направленные на устрашение населения или связанные с этим иные виды противоправных действий.
Профилактика терроризма и экстремизма является одним из важнейших направлений защиты от террористических и экстремистских идеологий в обществе и особенно среди молодого поколения в школе. В среде подростков это имеет наиболее важное значение, так как именно указанный контингент является одной из уязвимых категорий в плане подверженности негативному влиянию антисоциальных и криминальных групп.
Экстремизмом признается приверженность в идеологии к крайностям в принципах и взглядах и выбор критических средств для достижения намеченного результата. Экстремизм – это общественное течение, выступающее против общепринятой структуры, нарушающее ее стабильность или предпринимающее попытки устранить ее для достижения собственных целей. Происходит это, как правило, насильственными способами. Это в высшей степени отрицательное социальное явление.
Профилактика терроризма и экстремизма необходима в школе и на всех дальнейших этапах становления личности. Экстремисты часто противопоставляют свою идеологию устойчивым государственным институтам, стремясь подорвать их авторитет, внести изменения в их структуру или уничтожить их для достижения собственных целей.
Для этого активно применяются кричащие лозунги, организованные беспорядки и забастовки, гражданское неповиновение, развязывание партизанской деятельности и непосредственно террористические акты. Экстремистам присуще отрицание даже малейшей возможности нахождения компромисса, проведения мирных переговоров и договоренностей. Терроризм признан одной из наиболее жестоких форм экстремизма.
Причины склонности подростков к экстремизму
Проявления экстремистской идеологии среди молодежи определяется следующими важными факторами.
-Обостренная социальная обстановка в рядах молодого поколения. Она характеризуется сочетанием различных социальных проблем: уровень и качество образования, условия на рынке труда, сложности социального неравенства.
-Криминализация многих направлений жизни общества, в том числе вовлечение молодых людей в криминальный бизнес.
-Рост национальной неприязни и сепаратизма. Здесь огромную роль играет широкое распространение молодежных группировок и объединений националистической направленности.
-Наличие незаконного оборота средств для организации экстремистских акций. Молодежные экстремистские организации в противоправных целях изготавливают взрывные устройства, обучают обращению с разными видами оружия.
Использование психологического воздействия на несформировавшуюся психику молодых людей. Агрессия, присущая молодежи, используется лидерами экстремистских организаций как средство манипуляций для проведения акций экстремистской направленности.
Использование сети Интернет в собственных целях, нарушающих закон: доступность широкой аудитории и повсеместная пропаганда своей идеологии, возможность размещения в свободном доступе контента о целях и задачах группировки, планируемых акциях.
В настоящее время экстремизм, поддерживаемый молодым поколением, проявляется в явном пренебрежении к правилам, принятым в обществе, к законодательству в целом, организации деятельности неформальных объединений противоправной идеологии. Формирование молодежного экстремистского течения является следствием неразвитой социальной адаптации молодежи, асоциальных установок в сознании молодых людей.
С точки зрения попадания в активную экстремистскую деятельность уязвимыми считаются молодые люди 14–22 лет. В этот возрастной период на развитие личности влияют несколько серьезных социально-психологических факторов. Подростков характеризует развивающееся самосознание, обостренное чувство справедливости. В таком возрасте молодых людей волнует поиск своего места в обществе, осознание собственной идентичности. Психологическое состояние в этот момент весьма неустойчивое, люди легко поддаются манипуляциям.
Методика выявления учащихся, склонных к проявлению экстремизма
Неформальные объединения представляют собой сообщества, в которых люди объединены признаками субкультуры. Как правило, у них нет четких условий членства. Большинство существующих на сегодняшний день неформальных подростковых объединений относятся к досуговым. Они ориентированы на занятия в свободное время.
Неформальная молодежная субкультура является системой общепринятых норм, ценностей и социальных принципов, которая определяет идентификацию индивида, его поведение и деятельность в группах.
Для выявления подростков, относящихся к «группе риска», необходимо своевременное обращение внимания специалистов на следующие тревожные признаки:
- проявление поведенческих проблем: отказ от соблюдения принятых в обществе норм, выражение агрессии;
- проявление у детей подросткового возраста признаков отрешенности, эмоциональные взрывы, перепады настроения;
- частые пропуски учебных занятий без уважительных причин;
- зафиксированные факты употребления или предполагаемое употребление алкогольных или наркотических препаратов;
- кризисное положение, сложившееся в семье;
- резкое ухудшение самочувствия;
- изменения социальных или иных условий жизни, представляющие опасность для благополучия подростка;
- появление необычных атрибутов во внешнем образе: прически, нашивки и т. д.
Способы сбора необходимых сведений:
- изучение классного журнала с целью анализа успеваемости и посещаемости;
- опрос мнений учителей для составления психологического портрета школьника, проверка фактов зафиксированных дисциплинарных нарушений;
- проведение бесед с родителями;
- выполнение социометрических исследований;
- наблюдение за поведением и беседы с учениками.
Направления работы педагогов по профилактике экстремизма и терроризма в сфере образования
В настоящее время экстремистские движения среди молодого поколения проявляются в отвержении принятых общественных норм поведения, законов в целом, возникновении неформальных объединений противоправного характера.
Экстремисты проявляют неуважение и нетерпимость к гражданам России иных социальных групп, национальностей или придерживающихся отличных политических, моральных, эстетических и религиозных принципов.
Существуют следующие направления профилактической деятельности по отношению к экстремизму и терроризму в процессе образования:
Доведение до молодого поколения информации об опасности участия в экстремистских организациях.
Организация педсоветов с приглашением сотрудников правоохранительных органов, проведение классных мероприятий и родительских лекториев с целью разъяснения степени ответственности родителей и их чад за правонарушения в сфере экстремизма.
Важное внимание имеет внешний вид учащегося, то, чем он занимается в свободное время, как пользуется Интернетом и мобильной связью.
Профилактика экстремизма и терроризма в школе призвана повышать среди молодых людей стремление к здоровому и культурному образу жизни (беседы по патриотическому воспитанию, организация летнего отдыха, временное трудоустройство несовершеннолетних, проведение спортивных и культурных мероприятий).
Развитие в подростковой среде толерантности, повышение социальной осознанности. Это проявляется прежде всего в способности к сочувствию и сопереживанию.
Убеждение детей отказаться от стереотипов в межличностном общении. Для этого нужны совместная деятельность подростков, творческий подход в коллективе, внедрение дискуссионных методов, ролевых игр, ведение переговоров.
Воспитание в детях уважения к достоинству каждого члена общества.
Создание условий, направленных на погашение агрессии и снятие напряжения.
Разработка альтернативных направлений для реализации экстремальной идеологии молодого поколения: творческие и спортивные достижения, хобби и клубы разной направленности.
Пристального внимания заслуживают подростки, находящиеся в «зоне риска». В этом случае профилактические меры по исключению экстремистских проявлений должны быть нацелены на тех, чья жизненная ситуация и принципы дают возможность предположить их попадание в сферу активного проявления экстремизма.
Эффективная деятельность по профилактике данных общественных течений зачастую определяется грамотным формированием у сотрудников образовательной структуры навыков воспитания подрастающего поколения с точки зрения толерантного сознания и представления о городской среде, общественной идеологии и культуре.
Личность человека формируется и развивается в процессе социализации. Первичное воспитание он получает непосредственно в семье. Считается, что фундаментальное мышление закладывается именно в этой общественной группе.
Рекомендации для педагогических и руководящих работников общеобразоательных организаций по особенностям выявления и профилактики деструктивного поведения обучающихся, подверженных воздействию террористической или иной радикальной идеологии
Методические рекомендации по профилактике распространения идеологии терроризма, экстремизма и неонацизма